Филиал №30
Московской областной коллегии адвокатов Адвокатской палаты Московской области

Наш адрес: 129128, Москва, Кадомцева пр. 15, оф. 4

+7 (499) 235-73-36
+7 (903) 723-04-81

Обратившись к нам, Вы получите
исчерпывающую консультацию и помощь.

Некоторые рекомендации водителю и его защитнику при совершении ДТП.

Любое расследование ДТП осуществляется по так называемой системе “ВАДС” - водитель, автомобиль, дорога, среда движения. Главными мероприятиями в расследовании являются:

  1. осмотр места происшествия с составлением протокола и схемы к нему.
  2. осмотр и проверка технического состояния ТС.
  3. проведение следственного эксперимента (например, по определению дальности видимости объекта и элементов дороги в темное время суток в свете фар ТС).
  4. проведение автотехнической и транспортнотрассологической экспертиз (первичных, дополнительных, повторных, комплексных, комиссионных).

Расследование факта ДТП считается завершенным, когда объективно и квалифицированно установлены все фактические данные происшествия (доказательства по делу).

В случае необходимости проводится следственный эксперимент и, по его результатам, автотехническая экспертиза, после чего следствие решает вопрос о виновности ИДи невиновности водителя.

Многие авторы уже не раз высказывали предложение о необходимости проведения автотехнической экспертизы во всех случаях, когда этого требует любой участник ДТП. Такой подход позволит избежать многих следственных и судебных ошибок, даст гарантию защиты участников ДТП, привлекаемых к административной или уголовной ответственности. Однако, это предложение не находит поддержки у законодателя.

Защита граждан по делам о ДТП также осуществляется по определенным правилам, главная особенность которых заключается в том, что адвокат вступает в дело в момент, когда уже составлена схема происшествия, осмотр ТС осуществлен, объяснения водителей и очевидцев даны и даже, возможно, уже назначено соответствующее исследование (экспертиза). Именно поэтому от адвоката требуются, кроме общих знаний тактики и методики защиты, знания специальные - в области судебных автотехники, трассологии, медицины и умение применять их на практике.

Определяющее значение имеет умение анализировать имеющиеся доказательства, дать им должную юридическую оценку, поставить под сомнение выводы экспертов, обладающих специальными познаниями и являющихся специалистами в своей области.

Как показала научно-практическая конференция “Проблемы защиты граждан по делам о ДТП”, проведенная в Президиуме и в Электростальском филиале МОКА в апреле и июле 2004 года, некоторые адвокаты, к сожалению, не осведомлены о видах и причинах ДТП, о проблемах допуска защитника к участию в административном процессе и, наконец, не знают разъяснения требований п. 10.1 Правил дорожного движения, а столкновение путают с наездом, что является недопустимым.

Подобную неосведомленность показывают и прокурорские работники. Так, помощник городского прокурора в судебном заседании по жалобе П. на необоснованный отказ в возбуждении уголовно¬го дела назвал РФЦ СЭ при Минюсте РФ Российским Федеральным Центром судебно-медицинских экспертиз.

Материалы административной, следственной и судебной практики по делам о дорожно-транспортных происшествиях свидетельствуют о том, что наиболее распространенными факторами, влияющими на принятие решения по делу о ДТП, являются следующие:

  1. Недостатки в осмотре места происшествия и транспортного средства, как правило, в отсутствие водителя, который во время осмотра проходит обследование на предмет пребывания в состоянии опьянения и подписывает схему ДТП в кабинете работника ГИБДД уже после ее составления.
  2. Всевозможные последствия ДТП, в том числе стрессовое состояние водителя, в силу которого последний зачастую не знает, какое объяснение он дает, и что он подписывает.
  3. Юридическая неосведомленность водителя и его неграмотность в вопросах доказывания обстоятельств ДТП.
  4. Действия заинтересованных лиц - виновных в ДТП, стремящихся любыми путями уйти от ответственности за содеянное, в том числе избежать возмещения причиненного материального ущерба, что по делам административного производства является определяющим.
  5. Действия заинтересованных должностных лиц, которые, проявляя, мягко скажем, недобросовестность, преследуют свои цели, весьма далекие от установления истины.

Указанные обстоятельства приводят к тому, что при разбирательстве происшествия и принятии решения о виновности того или иного лица линия защиты участников ДТП зачастую нелогична и не всегда последовательна (или вообще отсутствует), и первоначальные объяснения противоречат после-дующим показаниям виновных лиц.

Следует подчеркнуть общие рекомендации защиты интересов по делам о ДТП:

  • помните о своем конституционном праве не свидетельствовать против себя и своих родственников (ст.51 Конституции РФ).
  • оставьте попытки немедленно объясниться с сотрудниками ГИБДД.
  • своевременно обращайтесь за квалифицированной юридической помощью.
  • пользуйтесь своим правом перед дачей показаний посоветоваться с адвокатом.
  • не меняйте адвоката на разных стадиях уголовного процесса.
  • изменение линии своей защиты всегда согласовывайте со своим адвокатом.

Дополнить указанные рекомендации можно лишь следующим:

  • участникам ДТП, пассажирам, родственникам, очевидцам целесообразно фотографировать место ДТП, его элементы, расположение ТС и повреждения на автомобилях, что зачастую имеет определяющее значение для установления объективной истины.
  • необходимо обращаться к дознавателю или следователю с письменным ходатайством (например, о допросе дополнительных свидетелей, назначении экспертиз) с приложением фотографий места происшествия, следов на месте ДТП и повреждений ТС.
  • участник ДТП должен своевременно установить очевидцев и добиться, чтобы они были занесены в протокол, либо впоследствии принять меры к установлению свидетелей (распечатка объявлений на АЗС, подъездах жилых домов, магазинов, ЖЭУ в районе ДТП, публикации объявлений в прессе, на телевидении).
  • адвокату необходимо фиксировать показания очевидцев ДТП по правилам ч.З ст.86 УПК РФ.*
  • обращаться к специалистам в области судебной автотехники и трассологии для получения соответствующего заключения и добиваться его приобщения к материалам административного или уголовного дела.
  • заявлять своевременные, обоснованные ходатайства о проведении соответствующего исследования либо экспертизы (например, с целью выяснения механизма взаимодействия ТС, проверки доводов обоих водителей по поводу движения их автомобилей, наезда или столкновения).
  • необходимо также принимать меры к проверке обоснованности выводов уже проведенных исследований АТ и ТТЭ (автотехнической и транспортнотрассологической экспертиз).
  • необходимо тщательно оценивать даже устные объяснения участников ДТП, которые могут быть неверными по причине искреннего заблуждения.

Так, гр. А., будучи весьма опытным водителем, объясняя защитнику обстоятельства ДТП, рассказал, что на расстоянии около 5 метров до потерпев¬шей, которая заметалась на дороге, он вывернул руль влево. Потерпевшая набежала на правое переднее крыло его автомобиля практически на обочине встречной полосы.

При таких обстоятельствах можно было прийти к выводу о том, что А. не имел технической возможности избежать наезда путем применения торможения (выполнение требований п. 10.1 ПДД).

Однако, на схеме ДТП его обстоятельства выглядели совершенно по другому. Тормозные следы начинались на сплошной осевой и были зафиксированы исключительно на встречной полосе, длина следов составляла 27 метров, что соответствовало скорости движения 74 км/ч, при наличии знака “Ограничение 30 км/ч". Даже когда адвокат упрекнул А. в неискренности, последний продолжал настаивать на своей версии, утверждая, что схему не помнит. Очевидно, подобное поведение А. объяснялось только его стрессовым состоянием.

  • необходимо своевременно обжаловать принятые решения, в том числе в Главное управление ГИБДД, что имеет значение по делам административного производства.

Работая по делам о ДТП, адвокат обязан обращать внимание на следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

действия водителя после совершения им дорожно-транспортного происшествия, участие в осмотре места происшествия, объяснения сторон, медицинское освидетельствование водителя.

  1. типичные ошибки, совершаемые виновными лицами и другими участниками ДТП при его разбирательстве.
  2. типичные ошибки, недостатки и злоупотребления, совершаемые работниками ГИБДД.
  3. правила поведения водителя и других участников процесса в конфликтных ситуациях на дороге и в кабинете ГИБДД.
  4. примирение сторон в административном и уголовном процессе.
  5. страхование гражданской ответственности, возмещение ущерба и компенсация морального вреда по делам о дорожно-транспортных происшествиях.
  6. автотехническое исследование и экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, следов на месте происшествия и транспортного средства, технического состояния транспортного средства.

Практика работы адвокатов свидетельствует о том, что нарушения в деятельности отдельных работников ГИБДД, а именно: не предоставление защитнику материалов административного производства, волокита и несвоевременное рассмотрение ходатайств, отсутствие экспертной проверки обстоятельств ДТП, несвоевременное уведомление о принятом решении или отсутствие такового свидетельствуют о стремлении скрыть грубые нарушения закона и обеспечить принятие решения весьма далекого от объективности, в интересах определенного лица, как правило, виновного в происшествии.

Таким образом, адвокату необходимо тщательно изучать материалы административного производства или уголовного дела, своевременно заявлять ходатайства, обращаться за помощью к компетентным специалистам в различных областях знаний, что является необходимым для оказания высоко-профессиональной правовой помощи.

Представляется, что выполняя указанные рекомендации, проявляя таким образом знания и настойчивость, защитник, опережая своих процессуальных противников, сумеет справиться с ситуацией и добиться успеха.


Наши услуги:
Возмещение ущерба
Ведение гражданских дел по искам страховых компаний - что делать, если страховая не платит?
Помощь в возврате водительских прав - поможем вернуть права после лишения!
Уготовные дела по ДТП - защита обвиняемого по уголовным делам, связанными с дорожно-транспортными происшествиями

Статьи

О принципах современного судопроизводства и существующей судебной практике

Подробнее...

Издание книги ПРОБЛЕМЫ ЗАКОННОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ РОССИИ

Подробнее...

Установление виновности и доказывание обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Подробнее...

Определение момента возникновения опасности при доказывании обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Подробнее...

Решение окончательное и обжалованию не подлежит. Часть вторая.

Подробнее...

Новости

Когда вызывать ГИБДД в случае аварии?

Подробнее...
Яндекс.Метрика

Наш адрес: 129128, Москва,
Кадомцева пр. 15, оф. 4

Как нас найти

www.adv30.ru - Сайт Филиала №30

© 2015 “Филиал №30 МОКА АП МО”
© Ярошик О.Д.

+7 (499) 235-73-36
+7 (903) 723-04-81