Филиал №30
Московской областной коллегии адвокатов Адвокатской палаты Московской области

Наш адрес: 129128, Москва, Кадомцева пр. 15, оф. 4

+7 (499) 235-73-36
+7 (903) 723-04-81

Обратившись к нам, Вы получите
исчерпывающую консультацию и помощь.

Установление виновности и доказывание обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

При доказывании обстоятельств ДТП и установлении виновности его участников необходимо прежде всего устанавливать и различать опасную обстановку для водителя, аварийную обстановку и опасность для движения.

В экспертной и следственной практике под опасной обстановкой понимается такая дорожная обстановка, при которой водитель должен немедленно при­нять необходимые меры для предотвращения происшествия или уменьшения тяжести его последствий (имеется в виду до­рожная обстановка, которая может быть обнаружена с места водителя транспортного средства).

Обычно опасная обстановка возникает, когда расстояние между транспортным средством и препятствием невелико, а расположение и характер движения препятствия в этот мо­мент свидетельствуют о том, что оно попадает в опасную зону или что вероятность его попадания в эту зону резко воз­растает.

Нецелесообразно рассматривать как опасную всякую до­рожную обстановку, создающуюся при движении транспорт­ного средства, если при бездействии водителя возможно про­исшествие.

Так, появление пешехода на проезжей части на расстоянии, во много раз превышающем остановочный путь транспорт­ного средства, нельзя рассматривать как возникновение опас­ной обстановки, так как за время сближения с транспортным средством пешеход может изменить характер своих действий и, что в подавляющем большинстве случаев имеет место, остановиться, чтобы пропустить транспортное средство. По­этому немедленное снижение скорости или изменение направ­ления движения в момент, когда водитель мог обнаружить пешехода, было бы в этом случае неоправданным. Если же к моменту, когда расстояние между транспортным средством и пешеходом минимально (но водитель еще может предотвра­тить наезд), последний продолжает движение в опасном на­правлении, возможность наезда резко возрастает. Такую об­становку водителю следует оценить как опасную и немедленно применить торможение.

Не возникает опасной обстановки и при приближении к за­круглению дороги, если к началу маневра водитель имеет воз­можность плавно снизить скорость до величины, обеспечиваю­щей безопасный поворот. Очевидно, нет необходимости не­медленно снижать скорость, как только водитель может обна­ружить закругление на большом расстоянии от транспортного средства: в течение некоторого времени движение с прежней скоростью будет безопасным.

Момент, когда возникает опасная обстановка, т. е. момент, когда следует принимать необходимые меры для предотвра­щения происшествия, определяется водителем в зависимости от дорожной обстановки, требований правил движения, его опыта, позволяющего ему предусмотреть дальнейшее развитие дорожной обстановки. Очевидно, в одной и той же ситуации один водитель примет меры раньше, другой — позже, но если при этом обеспечивается безопасность движения, не создается помех для других участников движения, не оказывается отри­цательного влияния на техническое состояние транспортного средства и не снижается без необходимости эффективность его использования, их следует признать правильными.

Под моментом возникновения опасности (опасной обстановки), если препятствие находится в поле зрения водителя длительное время, следует понимать тот крайний момент, когда водитель еще может предотвратить происшествие, не прибегая к таким экстренным мерам, в результате принятия которых не исклю­чается возможность возникновения происшествия.

Следовательно, опасная обстановка может возникнуть и в том случае, когда расстояние до препятствия превышает остановочный путь транспортного средства, поскольку оста­новочный путь определяется из условия экстренного торможе­ния, что в определенных условиях не обеспечивает безопасно­сти движения. Так, экстренное торможение на закруглении при движении транспортного средства с высокой скоростью по скользкой дороге может привести к происшествию в результате заноса. В такой ситуации опасная обстановка возникает уже в момент, когда водитель еще может остановить транспорт­ное средство путем плавного торможения, исключающего занос.

Обычно опасная обстановка возникает, когда водитель может видеть препятствие, однако нередко она возникает до того, как препятствие появляется в поле зрения водителя (например, при ослеплении водителя светом фар встречного транспортного средства, при ограничении обзорности другими транспортными средствами в момент приближения к пешеход­ному переходу с оживленным движением и т.п.).

В экспертной и следственной практике под аварийной следует понимать такую дорожную обста­новку, в которой водитель не располагает технической воз­можностью предотвратить происшествие. Аварийная обста­новка возникает, если водитель мог обнаружить препятствие на расстоянии, превышающем остановочный путь, но не принял своевременных мер для предотвращения наезда (столкновения), или если он мог обнаружить препятствие на расстоянии меньше остановочного пути.

Аварийная обстановка создается тем участником движения, который своими не соответствующими требованиям Правил движения действиями лишает себя или водителя другого ТС технической возможности предотвратить происшествие. В некоторых случаях такая обстановка мо­жет возникнуть и независимо от действий участников движения (например, если внезапно возникает неисправность автомобиля и т. п.).

Термин «опасность для движения» в экспертной прак­тике, исходя из требований Правил дорожного движения, включает два понятия.

а) Под опасностью для движения понимается такая ситуа­ция, при которой для предотвращения происшествия (или уменьшения тяжести его последствий) водитель должен при­нять меры к снижению скорости или остановке транспортного средства (п.10.1 Правил движения).

Опасность для движения может возникнуть при появлении препятствий, разъезд с которыми не обеспечивает безопасности движения, внезапном возникновении неисправностей транспорт­ного средства, исключающих возможность безопасного движения, смещении груза за габариты транспортного средства, опасном поведении пассажиров и т. п.

Понятия «опасность для движения» и «опасная обстановка» не идентичны: опасность для движения (когда предотвращение происшествия возможно лишь путем торможения) представ­ляет собой частный случай опасной обстановки (когда для предотвращения происшествия в некоторых случаях может быть применен маневр). Так, если в темное время суток на расстоянии, позволяющем водителю при избранной скорости совершить безопасный объезд, может быть обнаружено какое- либо неподвижное препятствие, возникает опасная обстановка. Ее нельзя рассматривать как опасность для движения, так как, применив маневр, водитель может продолжать движение, не снижая скорости. И лишь когда безопасный объезд этого препятствия невозможен (например мешают встречные тран­спортные средства), возникает опасность для движения, и для предотвращения происшествия необходимо применить тор­можение транспортного средства. Поэтому нельзя согласиться с мнением, что из формулировки п.10.1 Правил движения можно сделать вывод о недопустимости маневра для предот­вращения происшествия.

б) Под опасностью для движения (или повышенной опас­ностью для движения) понимаются также такие препятствия или особенности дорожной обстановки, которые создают на данном участке дороги особенно большую вероятность воз­никновения происшествия или возможность происшествия с крайне тяжелыми последствиями. Водитель должен особенно внимательно наблюдать за дорожной обстановкой и своевре­менно принять меры для предотвращения возникновения опас­ной или аварийной обстановки.

Опасность для движения (в этом смысле) возникает при движении транспортных средств в сложной дорожной обста­новке, предусмотренной п.10.1 (абзац 2) Правил движения.

Весьма спорным, на наш взгляд, является утверждение, что требования этой статьи не распространяются на слу­чаи, когда очевидно, что нет необходимости применять торможение при преодолении опасного участка, если избран­ная водителем скорость и дорожная обстановка на этом участке обеспечивают безопасность движения транспортного средства.

Для решения вопроса о наличии у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшест­вие прежде всего необходимо установить, в какой момент возникла опасная обстановка, т. е. в какой момент водитель должен был принимать необходимые меры для предотвраще­ния происшествия.

Установление момента возникновения опасной обстановки для водителя в условиях, предшествующих происшествию, нередко связано с некоторыми трудностями; как правило, это относится к случаям, когда опасная обстановка создается действиями других участников движения. Чтобы установить момент, когда водитель должен принять меры для предотвра­щения происшествия, эксперту приходится решать вопрос о том, как в данных обстоятельствах водителю следовало оценить действия участников движения, создававших опасную обстановку. Этот вопрос эксперт решает на основе личного опыта, некоторых общих положений, принятых в эксперт­ной практике, и данных о дорожной обстановке, сложившейся на месте происшествия.

Однако опыт экспертов неодинаков, а принятые в эксперт­ной практике общие положения не всегда соответствуют конкретным обстоятельствам происшествия, поэтому и при ре­шении вопроса о моменте возникновения опасной обстановки иногда нет единого мнения.

При установлении момента возникновения опасности (опасной обстановки) необходимо учитывать общий подход к определению такого момента, а также различать возникновение опасности, создаваемой действиями водителя, и возникновение опасности, создаваемый действиями пешехода.

ОБЩИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ МОМЕНТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПАСНОЙ ОБСТАНОВКИ

Одно из распространенных в экспертной практике положе­ний, которым руководствуются эксперты при определении момента возникновения опасной обстановки, состоит в том, что при появлении в поле зрения водителя движущегося пре­пятствия (транспортного средства, пешехода) опасная обстановка возникает лишь с момента пересечения этим препят­ствием границ проезжей части или полосы движения для дан­ного направления (линии тротуаров, обочин, осевой линии, резервной зоны и т. п.).

Несмотря на то, что при таком подходе к установлению момента возникновения опасной обстановки вопрос о техни­ческой возможности предотвратить происшествие в большин­стве случаев решается экспертами правильно, в отдельных случаях возможны ошибочные выводы.

Так, нельзя согласиться с тем, что опасная обстановка для водителя, пользующегося преимущественным правом проезда перекрестка, возникает с момента пересечения какой-либо ли­нии или границы другим транспортным средством, движущимся в поперечном направлении, если и до момента пересе­чения этой линии очевидно, что остановить это транспортное средство, чтобы предотвратить столкновение, уже невозможно. Водитель в подобном случае должен принять меры раньше, чем это транспортное средство достигнет каких-то границ.

Нельзя, наоборот, согласиться с тем, что для водителя, пользующегося преимущественным правом на движение, опас­ная обстановка возникает в момент пересечения левой гра­ницы нерегулируемого перекрестка другим транспортным средством, движущимся с малой скоростью, особенно при большой ширине проезжей части. В этом случае водитель, не пользующийся преимущественным правом проезда, может, не создавая помехи, выехать на перекресток и совершить правый поворот или, пропустив транспортное средство, води­тель которого пользуется преимущественным правом проезда, пересечь перекресток в нужном направлении. Такие действия водителя не противоречат Правилам движения и не должны быть восприняты как опасность для движения.

Нельзя также согласиться с тем, что, при движении пеше­хода в сторону полосы движения транспортного средства опасная обстановка возникает во всех случаях с момента пере­сечения пешеходом границ полосы движения для данного на­правления (линий тротуаров, обочин, осевой линии и т.п.). Очевидно, если транспортное средство движется в непосредст­венной близости от этих линий (которые могут быть к тому же малозаметными или вообще невидимыми), опасность для дви­жения возникает раньше момента достижения пешеходом этих линий, почти совпадающего в подобных случаях с моментом наезда.

Другое положение, которым часто руководствуются экспер­ты при определении момента возникновения опасной обстановки, заключается в том, что водитель не должен заранее предусматривать возможность нарушения Правил движения другими участниками движения.

Хотя, руководствуясь таким положением, эксперт в боль­шем числе случаев приходит к правильному решению, оно тем не менее не всегда справедливо, поскольку при этом не учи­тываются весьма существенная разница между категориями участников движения (водителями, взрослыми пешеходами, детьми) и их действия, предшествующие происшествию.

При таком подходе к определению момента возникновения опасной обстановки, создаваемой действиями пешеходов, иногда могут быть сделаны необоснованные выводы. На­пример, нельзя согласиться с тем, что опасная обстановка для водителя при приближении транспортного средства к не­регулируемому пешеходному переходу возникает лишь с мо­мента, когда пешеход совершает последний шаг перед наездом, поскольку до этого момента его действия не противоречили Правилам движения (не запрещающим движения по пешеход­ному переходу, если это не создает помех для движения тран­спортных средств).

Правильный подход к решению вопроса о моменте воз­никновения опасной обстановки, создаваемой действиями других участников движения, не может быть основан лишь на формальных признаках, общих для всех случаев возникно­вения происшествия. Момент возникновения опасной обста­новки зависит от категории участников движения, их действий и дорожной обстановки на месте происшествия. При этом сле­дует исходить из условия обеспечения нормального движения транспортных средств.

При движении транспортного средства по улице или до­роге, где встречаются другие участники движения, нельзя ис­ключить их внезапные опасные действия. Так, не исключено, что водитель встречного автомобиля в непосредственной бли­зости начнет совершать разворот, не пропустив транспортные средства, движущиеся в прямом направлении, или пешеход, спокойно шедший по тротуару, внезапно не бросится на по­лосу движения транспортного средства на близком от него расстоянии и т. п.

Однако было бы нецелесообразным, чтобы водитель за­благовременно принимал экстренные меры, которые исключали бы возможность происшествия в этих случаях, поскольку, как правило, такие действия водителя были бы неоправдан-, ными. Кроме того, принятие экстренных мер во всех случаях, когда возникновение происшествия не исключено, привело ­ бы к резкому снижению эффективности, а в определенных условиях даже к невозможности использования транспортных средств.

Если же опасные действия других участников движения могут быть обнаружены на близком расстоянии от транспорт­ного средства, возникает опасная обстановка, требующая от водителя немедленного принятия эффективных мер для пре­дотвращения происшествия.

Подход к установлению момента возникновения опасной обстановки определяется категорией участников движения.

Водители проходят строгий медицинский отбор и перио­дическую проверку профессиональной пригодности. К вожде­нию не допускаются водители в состоянии даже самого легко­го опьянения: они постоянно находятся в такой обстановке, когда в любой момент может возникнуть опасность, требова­ния Правил движения и меры безопасности водители выпол­няют, как правило, автоматически. Поэтому при оценке воз­можных действий водителей не следует исходить из того, что за время сближения транспортных средств на расстоянии, не позволяющем уже предотвратить происшествие, водители могут начать опасные действия, противоречащие требова­ниям Правил движения.

Пешеходами могут быть люди здоровые и больные, с различными физическими дефектами, они могут находиться в состоянии сильного возбуждения или подавленности. В ре­зультате воздействия на пешехода даже малозначащих обстоя­тельств он может не заметить приближающейся опасности. Поэтому при оценке возможных действий пешехода следует исходить из того, что за короткое время сближения с транс­портным средством (на расстоянии остановочного пути) пешеход может не успеть изменить характер своих действий и принять меры для предотвращения происшествия.

Дети чаще отвлекаются от наблюдения за дорожной обста­новкой и меньше, чем взрослые, склонны воспринимать опас­ность. Когда дети увлечены подвижными играми или их вни­мание отвлечено, они могут допустить любую неосторожность. Малолетние дети вообще не могут правильно оценить возни­кающую опасность, и происшествие не исключается, даже если их внимание сосредоточено на приближающемся тран­спортном средстве. При оценке возможных действий детей при приближении к ним транспортного средства эти обстоя­тельства должны быть учтены.

Очевидно, что вопрос о возможности точного определения водителем возраста детей не имеет смысла, так как во всех случаях, когда может возникнуть сомнение, с точки зрения безопасности, водитель должен рассчитывать на менее благо­приятные условия.

Памятуя сказанное, экспертам можно дать следующие общие рекомендации по определению момента возникновения опасной обстановки (опасности для движения), создаваемой действиями других участников движения: опасная обстановка возникает в момент, когда для предотвращения происшествия водитель должен немедленно принять необходимые меры, если он может обнаружить опасные действия водителей дру­гих транспортных средств, не соответствующие требованиям Правил движения, или действия пешеходов, которые могут повлечь за собой возникновение происшествия, если они не будут изменены; опасная обстановка возникает в случае, если водитель видит детей школьного возраста, увлеченных под­вижными играми, которые могут оказаться в опасной зоне, или малолетних детей (дошкольного возраста) без присмотра взрослых, а также если он обнаруживает другие обстоятельства, свидетельствующие о возможности внезапного возникновения препятствия на близком расстоянии.

Из сказанного следует, что для предотвращения столкно­вения с другим транспортным средством водитель не обязан принимать экстренные меры ранее, чем он может обнаружить опасные действия водителя этого транспортного средства, не соответствующие требованиям Правил движения. Водитель не обязан рассчитывать на то, что за время преодоления тран­спортным средством расстояния, на котором еще можно было предотвратить столкновение, водитель другого транспортного средства предпримет опасные действия, противоречащие тре­бованиям Правил движения. Если это и произойдет, водитель не обязан принимать экстренные меры раньше, чем он может обнаружить такие действия.

Для предотвращения наезда на пешеходов водитель не обя­зан принимать экстренные меры прежде, чем он может обна­ружить такие действия пешехода, которые, возможно, приведут к возникновению происшествия, если не будут изменены, независимо от того, соответствуют или не соответствуют они в этот момент требованиям Правил движения. Водителю не следует рассчитывать на то, что в последний момент пеше­ход изменит характер своих действий. Находясь от пешехода на расстоянии остановочного пути, водитель должен принимать меры в зависимости от действий пешехода в этот момент: если пешеход продолжает бежать или идти в опасном направ­лении, водитель должен немедленно применить торможение.

Такой подход к решению данного вопроса позволяет в боль­шинстве случаев правильно установить момент возникновения опасной обстановки, однако всякий раз необходимо учиты­вать конкретную дорожную обстановку, иначе вывод эксперта может быть ошибочным.

МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПАСНОЙ ОБСТАНОВКИ, СОЗДАВАЕМОЙ ДЕЙСТВИЯМИ ВОДИТЕЛЯ

Рассмотрим наиболее типичные ситуации при возникнове­нии опасной обстановки, создаваемой действиями водителей других транспортных средств. Опасная обстановка в этих случаях возникает в момент, когда для предотвращения проис­шествия водитель должен немедленно принять необходимые меры, если он может обнаружить следующие обстоятельства:

водитель транспортного средства, которое не поль­зуется преимущественным правом на движение, уже не может остановить его на расстоянии безопасного интервала от полосы движения данного транспортного средства (т. е. когда оно при­близилось к этой полосе на расстояние, равное сумме тормоз­ного пути и безопасного интервала);

водитель другого транспортного средства не имеет воз­можности выполнить требования Правил движения, что может привести к возникновению происшествия (например, не успе­вает занять свой ряд движения при обгоне, освободить левую сторону проезжей части, предотвратить выезд на перекресток на запрещающий сигнал и т. п.);

транспортное средство, пересекая полосу движения дан­ного транспортного средства, не успевает выйти за пределы опасной зоны;

— другое транспортное средство, водитель которого поль­зуется преимущественным правом на движение, достигнет опасной зоны, если будет двигаться с максимальным уско­рением;

другое транспортное средство, водитель которого поль­зуется преимущественным правом на движение, не успевает выйти за пределы опасной зоны, если оно будет заторможено;

транспортное средство, с которым возможно столкно­вение, движется в неуправляемом состоянии (с заблокирован­ными колесами, с заносом, с технической неисправностью, лишающей водителя возможности управления им, и т. п.);

- водитель другого транспортного средства в связи со складывающейся дорожной обстановкой может быть вынужден предпринять действия, которые не исключают возможности происшествия (например маневр на полосу встречного дви­жения при попытке избежать наезд на пешехода и т. п.).

Опасная обстановка не создается действиями водителей других транспортных средств при следующих обстоятельствах:

транспортное средство, водитель которого не поль­зуется преимущественным правом на движение, может быть остановлено на расстоянии безопасного интервала от полосы движения данного транспортного средства;

другое транспортное средство не создает помехи для движения данного транспортного средства, т. е. не вынуждает его водителя тормозить или маневрировать для предотвраще­ния столкновения;

действия водителей других транспортных средств не находятся в противоречии с требованиями Правил движения.

МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПАСНОЙ ОБСТАНОВКИ, СОЗДАВАЕМОЙ ДЕЙСТВИЯМИ ПЕШЕХОДА

Опасная обстановка, создаваемая действиями пешеходов, возникает в момент, когда для предотвращения происшествия водитель должен немедленно принять необходимые меры, если он может обнаружить следующие обстоятельства:

пешеход находится в пределах опасной зоны;

пешеход может попасть в опасную зону, если не остановится или не изменит темпа движения;

переходящий проезжую часть пешеход- может быть вынужден в создавшейся обстановке изменить темп или направление движения и оказаться в опасной зоне (например, увеличить интервал с другим транспортным средством, поднять упавшую вещь и т.п.);

находящийся на проезжей части пешеход ведет себя неуверенно, вероятные его действия неопределенны;

пешеход, находящийся на проезжей части на близком расстоянии от полосы движения транспортного средства, не замечает его приближения и может начать движение в опасном направлении;

пешеход, пропускающий данное транспортное средство, оказался в полосе его движения (или в непосредственной близости от нее) и может совершить движение в опасном направлении;

— переходя проезжую часть, пешеход оказался в потоке транспортных средств (даже за пределами полосы движения данного транспортного средства);

-— на проезжей части (или вблизи от нее) находятся дети, увлеченные подвижными играми (на коньках, санках, велосипедах и т.п.), которые могут оказаться в опасной зоне;

дети дошкольного возраста (независимо от их поведе­ния) находятся на таком расстоянии от полосы движения тран­спортного средства, при котором не исключается возможность их попадания в опасную зону за время сближения с ними.

Следует считать, что опасность для движения транспортного средства действиями пешеходов и детей не создается при сле­дующих обстоятельствах:

пешеход к моменту сближения с ним транспортного средства при избранной скорости не успевает достичь опасной зоны или успевает выйти за ее пределы даже при движении транспортного средства без торможения (если, конечно, води­тель не может обнаружить обстоятельств, которые могли бы повлиять на характер действий пешехода);

пешеход, пропускающий транспортное средство, на­ходится на безопасном расстоянии от полосы его движения, а водитель не может обнаружить обстоятельств, которые мог­ли бы вынудить пешехода совершить движение в опасном направлении;

дети школьного возраста в спокойном состоянии нахо­дятся за пределами проезжей части;

дети дошкольного возраста находятся под присмотром взрослых. В непосредственной близости от полосы движения транспортного средства действия взрослых должны исключать возможность попадания ребенка в опасную зону (взрослые

удерживают детей за руку и т. п.).

Опасная обстановка, требующая от водителя принятия немедленных мер, может возникать также, когда водитель хотя и не видит препятствия, но по различным признакам может предусмотреть его появление (например, выкатившийся на проезжую часть мяч, пешеходы, выбегающие один за дру­гим из-за ограничивающего обзорность препятствия, и т. п.). В этих случаях опасная обстановка возникает в момент, когда водителю следует немедленно принять необходимые меры для предотвращения происшествия, если в это время он может обнаружить такие признаки.

Следует также считать, что опасная обстановка возникает во всех случаях, когда водитель лишен возможности наблюдать за дорожной обстановкой в направлении движения транспорт­ного средства (например, при ослеплении, ограниченной ви­димости обзорности, движении задним ходом, и т. п.), если не исключена возможность попадания препятствия в опасную зону.

При приближении к участкам с повышенной опасностью для движения, а также в случаях, когда водитель, согласно Правилам движения, должен соблюдать особую осторожность, ему следует принимать меры, уменьшающие вероятность воз­никновения опасной обстановки: повысить внимание (это со­кращает время реакции водителя), снизить скорость движения, увеличить интервал и т. п.

Необходимо иметь в виду, ч го приведенные ситуации яв­ляются лишь типичными, позволяющими эксперту прийти к правильному выводу о моменте возникновения опасной обста­новки в большинстве случаев. Однако в отдельных случаях в зависимости от конкретных обстоятельств происшествия при решении вопроса о моменте возникновения опасной обстанов­ки эксперт может прийти к иным выводам.

Так, если пешеход переходит проезжую часть широкой улицы слева направо и может оказаться в опасной зоне, опасная обстановка возникает в момент, когда еще возможно предот­вратить наезд. Однако если он спокойно приближается к ост­ровку безопасности, на котором, пропуская транспортные средства, остановились другие пешеходы, трудно предпола­гать, что он пройдет островок, не обращая внимания на надви­гающуюся опасность. В этом случае опасность для движения может возникать с момента начала движения пешехода от островка безопасности, когда предотвратить наезд уже нельзя.

Опасная обстановка не возникает, если перебегающий дорогу пешеход успевает выйти за пределы опасной зоны. Однако если пешеход бежит, чтобы остановить транспорт­ное средство, опасная обстановка возникает в момент, когда по характеру действий пешехода водитель мог определить его намерения.


Наши услуги:
Возмещение ущерба
Ведение гражданских дел по искам страховых компаний - что делать, если страховая не платит?
Помощь в возврате водительских прав - поможем вернуть права после лишения!
Уготовные дела по ДТП - защита обвиняемого по уголовным делам, связанными с дорожно-транспортными происшествиями

Статьи

О принципах современного судопроизводства и существующей судебной практике

Подробнее...

Издание книги ПРОБЛЕМЫ ЗАКОННОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ РОССИИ

Подробнее...

Установление виновности и доказывание обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Подробнее...

Определение момента возникновения опасности при доказывании обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Подробнее...

Решение окончательное и обжалованию не подлежит. Часть вторая.

Подробнее...

Новости

Когда вызывать ГИБДД в случае аварии?

Подробнее...
Яндекс.Метрика

Наш адрес: 129128, Москва,
Кадомцева пр. 15, оф. 4

Как нас найти

www.adv30.ru - Сайт Филиала №30

© 2015 “Филиал №30 МОКА АП МО”
© Ярошик О.Д.

+7 (499) 235-73-36
+7 (903) 723-04-81